суббота, 14 сентября 2024 г.

Selfloss для ПК


Selfloss - это аркадная игра с головоломками. Мы управляем старичком с многофункциональным светящимся посохом - посох активирует элементы головоломок, уничтожает врагов (двумя разными способами), даже служит парусом при плавании на лодке. Играть лучше на геймпаде, потому что игра в полной мере "twin stick" - одним стиком мы управляем старичком, а вторым - посохом.

Мы должны пройти фантастический потусторонний мир, основанный на славянской и скандинавской мифологиях. У игры приятный звук и оформление, и начинается игра хорошо. Печалит только "захват рыбной эссенции", которую игроки попросту называют "рыбалкой".

Игру делал один человек, говорят, он делал её 5 лет. И у меня создалось впечатление, что некоторые моменты он просто вставлял время от времени. Вот посетила его "гениальная" идея, он её вставил, и позабыл про игру до следующего "озарения".

В итоге в игре появилась куча неприятных моментов. Например, при преодолении бушующего моря пара указателей просто активируются, а два следующих надо не просто активировать, но и повернуть, чтобы лучи стали не волнистыми, а прямыми. Про это нам никто не скажет, аналогичная техника нам не встретится ни до, ни после. Я понял принцип только из прохождения.

И это не самый нервирующий момент.

Или, например, момент убегания от паука, а в конце надо осветить посохом "врага" и потом ещё немного пробежать. Проблема в том, что посохом надо воспользоваться очень аккуратно. Мне кажется, я проходил это место раз десять. Оно хоть и небольшое, но нервное. 

И только ты понадеешься, что нервные места кончились, происходит что-нибудь ещё аналогичное. В итоге мне реально хотелось бросить геймпадом в монитор. До Selfloss мне не хотелось сделать это ни разу в жизни.

Так что я даже не уверен, могу ли я рекомендовать Selfloss вам.

суббота, 24 августа 2024 г.

Back to Hearth (demo) для ПК.

Простенькая неторопливая игра.

Мы играем за человека, который ходит по заброшенным домам и убирается в них, чтобы вернуть жителей.

В демо-версии мы должны найти молоток, тяпку и тряпку, чтобы починить колодец, туалет, теплицу, вырубить бурьян (это простенькие мини-игры - покликать мышкой по "гвоздям" или провести мышкой по линии), прибраться в доме и затопить печь.

Мне не понравилось, что дом - это отдельная локация, которая подгружается, и внутри дом больше, чем мы видим его с улицы.

В комментариях в Steam люди просят больше "крафта", например, посадки огорода, но мне кажется, что это излишне. По сюжету после нашей уборки появляются люди, и огород - это уже их забота, пусть сажают, что хотят.

Будем ждать полной версии. 

понедельник, 12 августа 2024 г.

Improbability Control Bureau (demo) для ПК

Improbability Control Bureau - игра в жанре, который я не совсем понимаю. Мы смотрим на камеры наблюдения, должны увидеть и выделить "аномалии", т.е., какие-то изменения в кадре. 

Т.е., игра на наблюдательность, как бы ничего сложного, но меня всегда смущает, как далеко эта наблюдательность должна распространяться. Понятно, что огромную уточку в комнате заметит самый ненаблюдательный человек. Заметить, что лампа, которая валялась на полу, оказывается на столе, а игрушечный мишка из одного угла балкончика переместился в другой, уже сложнее, но возможно. Но вдруг нам понадобится запомнить (буквально) сотни книг в книжном шкафу? Про это не говорится прямым текстом, и эта неопределённость меня беспокоит в подобного рода играх.

Поэтому я не берусь оценить эту игру, но вы можете попробовать демо-версию.

воскресенье, 4 августа 2024 г.

Lost Estate Agent для ПК


 Lost Estate Agent - небольшая игра, в которой мы попадаем в небольшой сюрреалистический мир - двухэтажный особняк и прилегающая территория с несколькими сарайчиками - который мы должны покинуть.

Мы ходим по этой территории и находим разнообразные предметы. На территории находятся несколько врагов с разными свойствами - есть неуязвимый охранник, которому не надо попадаться на глаза; есть призрак, на которого лучше не смотреть, и которого можно победить фотоаппаратом (не знаю как, потому что игра заглючила, и фотоаппарат пропал из инвентаря); летучие мыши, которых можно отравить, если найти яд.

Также игрока пугают внезапными "страшными" персонажами и неожиданными зловещими звуками.

В игре можно кормить кота, игра рекомендует кормить его три раза в день, но я собрал буквально десятки банок корма. А ещё можно какие-то предметы обменивать на корм.

Графика грубоватая, но приятная.

Главная проблема игры - большое количество глюков. Можно смириться с появляющейся надписью "Localized text not found", но у меня из инвентаря пропал фотоаппарат, который, вроде бы, важный предмет, но я его больше получить не могу. По логике игры неуязвимый охранник не должен входить в дом, но он у меня входил (справедливости ради, один раз), и люди в интернете на это жаловались. Там есть ключи, которые надо обменивать на другие ключи. Но если у тебя ключей первого типа несколько, они все обменяются на один ключ второго типа. А с какого-то момента ключи обмениваться перестают, и ты сидишь в недоумении: то ли больше не надо, то ли это очередной баг.

Я постоянно опасаюсь, что какой-нибудь важный предмет заглючит, не появится, и игра станет непроходимой.

суббота, 3 августа 2024 г.

Shakedown Rally (demo)

 

Shakedown Rally - независимый аркадный автосимулятор. В демке доступна одна извилистая горная трасса и один автомобиль. Просто нарезаем в одиночестве круги с таймером. Графика грубоватая, играется приятно.

Самое удивительное по нынешним временам, что игра занимает считанные мегабайты.

Скачать демо бесплатно.

суббота, 27 июля 2024 г.

Crash Time - Undercover для ПК

 

Я долго ждал "Crash Time - Undercover". Но на самом деле, оказывается, игра-то вышла 10 лет назад! А на днях её только в Steam добавили. Уже изначальные авторы и издатель закрылись.

В предыдущую часть я играл в 2009-м году. 

Опять мы гоняемся по приятным пейзажам. Графика не передовая, но тоже приятная. 

У нас есть сюжет - мы должны внедриться в банду, а дальше я пока не прошёл:-) я в самом начале застрял из-за невнятности условий прохождения очередного этапа.

Также есть отдельные гонки. Я сразу уткнулся в неудобный момент - надо залететь в висящую огромную трубу. Я в неё 5 раз не смог залететь так, как задумано авторами.

Основной недостаток, который я увидел - миссия не сохраняется на промежуточных сохранениях (что работает во всех остальных играх), т.е., мы не можем выйти из игры после очередного сообщения "Saving", потому что, если выйти и зайти снова, то миссия начнётся с самого начала.

Я думаю, автомобильных аркад у нас не много, так что можно порадоваться выходу "Crash Time - Undercover" в Steam, пусть она и не новая.

It's Literally Just Mowing для Андроид


Даже не знаю, как обозначить жанр игры It's Literally Just Mowing. Мы просто ездим на газонокосилке по городу и косим газоны. Никакой цели нет, никакого давления нет - не надо уложиться в определённое время, сделать определённое количество ходов. Есть только статистика, которую сразу не найдешь, там указано сколько ярдов ты проехал, сколько миллионов травинок ты скосил.

За прохождение уровней мы получаем различные предметы для украшения газонокосилки и человечка, но предметы обычно даются не сразу, а из сундуков, у которых уходит несколько часов на открывание. Также мы постепенно накапливаем кристаллы, за которые можно что-нибудь покупать.

Рекламы нет, но бизнес-модель строится на том, что тебе пытаются продать кристаллы.

Приятная, но однообразная игра.

пятница, 26 июля 2024 г.

Flick Solitaire для Android


Flick Solitaire - это набор традиционных пасьянсов с некоторыми особенностями и кучей рекламы.

Особенностью в игровом смысле является "аркадная" вставка - надо быстро раскидать колоду на четыре стопки по мастям. 

Но главной особенностью является то, что в игре колоды нарисованы известными художниками. Одну или две базовых колоды мы получим, чтобы можно было играть, одну авторскую колоду мы получим в подарок, а остальные колоды надо собирать среди карт, выпадающих в случайном порядке, или купить за реальные деньги.  


воскресенье, 14 июля 2024 г.

SimCity — это не модель реальности. Это либертарианская страна мечты

 Небольшая, но интересная статья о том, на каких идеях основана игра SimCity.

Несмотря на игривость дизайна SimCity — например, монстр, напоминающий Годзиллу, беспорядочно нападает на густонаселенные районы, — ее тоже часто воспринимали всерьез как научную программу. В 1990 году на выборах мэра Провиденса, штат Род-Айленд, 15-летний внештатный сотрудник The Providence Journal устроил соревнование в SimCity между кандидатами на выборах. Один из кандидатов позже утверждал, что негативное освещение ее игры стоило ей победы в гонке. Бизнес-консультанты завалили Райта просьбами разработать игровые модели их отраслей для учебных и образовательных целей.

воскресенье, 7 июля 2024 г.

Warhammer: Vermintide 2 для ПК


Warhammer: Vermintide 2 - сетевой кооперативный экшн для 4 человек. Меня удивило, что в игре 2018 года до сих пор довольно много народу. Если играть на минимальной сложности со случайными напарниками, то тебе очень быстро найдут компанию. Либо игра даст тебе в напарники трёх ботов, которые постепенно заменятся на живых игроков.

Действие игры происходит в мире Warhammer Fantasy, поэтому уровни завалены (и завешены) изуродованными трупами, можно найти места жутких манипуляций с трупами, поэтому, серьезно, впечатлительным людям стоит подумать перед тем, как играть.

У нас есть на выбор пять персонажей:

  • мужчина - солдат
  • эльфийка - лучник
  • гном
  • мужчина - охотник на ведьм
  • женщина - боевой маг

У каждого персонажа есть оружие дальнего и ближнего боя и индивидуальные особенности. За прохождение игры даётся повышение уровня, и с ростом уровня можно выбрать специализацию персонажа. Их три, плюс одна платная. Я купил для мага некромантку, потому что мне понравилось, как она поднимает скелетов, которые суетят по округе.

В компании должно быть 4 разных персонажа, но это не потому, что есть ролевая специализация: боец бьётся на первой линии, стрелки обстреливают издалека и т.п. Иногда это возможно, но частенько толпы врагов набегают со всех сторон, или команда оказывается на арене.

Я думаю, это сделано из-за того, что персонажам прописаны пусть небольшие, но диалоги, каждый этап - это как бы кусочек истории, которые при желании можно проходить в правильном порядке, а не в случайном.

Ну и чтобы сбалансировать боевую мощь персонажей, потому что, наверное, четыре некромантки или четыре гнома-пулемётчика вынесут всё вокруг.

Главный совет - надо держаться всем вместе или, хотя бы, парами. Потому что персонажи могут друг друга лечить и спасать (упавших в пропасть, пойманных разнообразными подкрадывающимися противниками), но есть много моментов, когда можно спрыгнуть вниз, а обратно залезть уже нельзя. И я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда три персонажа спрыгнули, а с четвёртым где-то позади случилась беда и помочь ему нельзя.

В игре есть два режима - "Приключения" и "Пустоши". В "Приключениях" можно пройти один этап, а "Пустоши" - это надолго, надо пройти несколько этапов подряд, получая улучшения по мере прохождения, логика немного похожа на Vampire Survivors.

Мне очень понравился замок, откуда мы начинаем игру, но с другой стороны, непонятно, зачем он такой большой. Да, там есть выход в платные дополнения (которых у меня нет), есть торговец, ещё какой-то человек. Но кроме этого куча красивого, но незадействованного пространства. Там меняется погода и время суток. Но мне нравится, когда в стартовой локации постепенно что-нибудь добавляется, а в Warhammer: Vermintide 2 я не понял, возможно ли это.

В игре много платных дополнений - новые уровни, костюмы персонажей, специализации. Но в отзывах на дополнительные уровни в основном ругаются. 

четверг, 4 июля 2024 г.

The Brew Barons для ПК

The Brew Barons совмещает в себе аркадный авиасимулятор, симулятор пивоварни и симулятор бара.

Мы летаем на гидросамолёте над архипелагом и торгуем спиртными напитками. Картинка в игре яркая и солнечная, многие отзывы сравнивают её с мультфильмом Миядзаки "Porco Rosso".

Я играл на "простой" сложности и поиграл буквально несколько игровых "дней".

К авиасимулятору у меня никаких вопросов не возникло. Простенько и приятно. Единственный явный недостаток - повреждения самолёта отображаются исключительно "царапинками" на текстурах.

А вот дальше начинаются вопросы. Чтобы изготавливать напитки, надо собирать разные компоненты: яблоки и виноград надо расстреливать из водяной пушки, на картофель надо бросать водяную бомбу, а пшеницу надо собирать, низко пролетая над ней. Я уже четыре ингредиента упомянул, а их заметно больше, но авторам этого мало - они добавили ещё и воздушную пшеницу (whispy wheat, кажется, в оригинале), это горизонтальные вихри в воздухе, которые сложно найти, до них долго лететь, эту пшеницу мучительно собирать, да и вообще в вихре может не быть пшеницы.

Каждая порция приготавливаемого напитка тратит 100 единиц сырья, а на выход выдаёт примерно 80 бутылок продукта. И здесь очередная проблема: на один заказ этих бутылок слишком много, а на два заказа не хватает. Лишние бутылки мы сдаем в свой бар, ёмкость которого ограничена, и он быстро заполняется. Опять проблема - вроде бы, в баре (по отчёту) "продукт" расходуется, деньги прибавляются, но бар не освобождается.

И получается, что у игры есть потенциал, но куча недостатков и недосказанностей. Поэтому я до битв с воздушными пиратами не доиграл. 

вторник, 2 июля 2024 г.

Удивительное наблюдение в Steam.

Есть ресурс SteamDB, на котором можно посмотреть некоторую статистику по играм в Steam. И я зачем-то решил сравнить Warhammer 40,000: Boltgun и TEVI. Сравниваемые данные смотрите в табличке:

 

Warhammer 40,000: Boltgun

TEVI

Игроков сейчас

166

170

Суточный пик

282

260

Максимальный пик

7561

5378

Положительных отзывов

11449

2478

Отрицательных отзывов

1113

283

 

И вот что меня удивило: Boltgun, игра популярного жанра (бумер шутер), по популярной вселенной, сколько русскоязычных роликов снято и статей написано, что Boltgun - это хорошая (или плохая) игра, а его активная аудитория находится на уровне хорошей, но гораздо менее известной метроидвании TEVI. Только соотношение количества отзывов позволяет предположить, что аудитория Warhammer 40,000: Boltgun в 5 раз больше, чем аудитория TEVI.

Предыдущее моё наблюдение - 20% покупателей в Steam не играют в купленные игры! - что, я думаю, вполне совпадает с недавней новостью, что в Steam куплено на 19 млрд. долларов игр, в которые ни разу не играли.

суббота, 29 июня 2024 г.

Death Worm для Андроид


Death Worm - аркадная игра, в которой мы управляем гигантским червяком, который ест людей, крушит танки, сбивает самолёты...

Меня удивило, что игра существует с 2010-го года. Т.е., это можно считать классикой мобильных игр. Даже если мой блог полистать, то увидим, что множество мобильных игр давних времён в лучшем случае не поддерживаются, а в худшем - перестали существовать официально.

Я просто добавлю и ролик 12-летней давности.

В интернете пишут, что Death Worm недавно получила обновления. 

Не помню, как игрался старый вариант, но мне кажется, что это и сейчас весело и приятно. Хотя, игра заставляет что-то прокачивать и регулярно предлагает что-нибудь купить. 

четверг, 27 июня 2024 г.

Islands of Insight для ПК


Islands of Insight - сборник головоломок и заданий на внимательность, совмещённый с симулятором ходьбы. Мы ходим по красивым островам и решаем загадки. Но авторы сделали неожиданный ход - игра типа The Witness (но головоломки в начале не такие сложные) зачем-то многопользовательская онлайновая. Правда, приятно видеть толпы игроков, которые бегают вместе с тобой.

А ещё авторы раздали её со скидкой 100%, поэтому в игру зашли 3000-4000 пользователей, и сервера недоступны.

Правда, авторы анонсировали офлайновую версию 9 июля.

В игре мне понравилась значительная свобода перемещений. Нет такого, как во многих других играх - ты не пройдёшь дальше, пока не решишь эти 10 дурацких головоломок. Возможно, если ты не будешь проходить игру так, как задумали авторы, ты не получишь максимальные призы, не попадёшь в самые отдалённые регионы, но у тебя остаётся огромное пространство, по которому ты бегаешь и решаешь кучу других загадок.

За решение головоломок получаешь постепенное повышение уровня, но непонятно, на что это влияет, кроме того, что все вокруг (помните - игра многопользовательская) видят, что ты решил много головоломок.

Ещё постепенно накапливаются денежки, на которые можно покупать косметические предметы. Предметы, вроде бы, должны даваться за прохождение головоломок, но я не увидел у себя новых костюмов, хотя я нужные задания выполняю.

За "бесплатно" - отличная игра.

Noreya: The Gold Project (демо) для ПК


 Noreya: The Gold Project - это явная метроидвания с необычными механиками, например, ты собираешь золото, и можешь им лечиться (10 монеток за одно сердечко), но это происходит долго, т.е., в бою с боссом не получится, или можно тратить золото на очки навыков. Графика приятная, хотя и немного абстрактная.

В ролике я увидел места, которые мне, возможно, не понравятся, но я до них не дошёл, мне не понравилось гораздо раньше:-) Авторы вставили в игру ещё и батуты. Например, чтобы запрыгнуть на высокое место, тебя надо с другого высокого места спрыгнуть на батут, и он тебя подбросит в нужную сторону. Но если ты промахнёшься, то тебе надо будет сделать кружочек по уровню, чтобы залезть на исходное высокое место.

Я такой беготни ради беготни не люблю.

Но вы можете попробовать,  Noreya: The Gold Project обладает потенциалом.

среда, 26 июня 2024 г.

Freedom Planet 2 (демо) для ПК


 Буду краток, Freedom Planet 2 как будто собрана из элементов игр про ёжика Соника. Мне в целом понравилось, но я на первом боссе застопорился, и решил дальше не проходить. 

Фигурка "Я - защитник"

 

Не помню, сколько стоит, но куплена в дешёвом магазине. К сожалению, я не обратил внимания на надпись "12 см", и размер коробки меня не смутил.

Фигурка действительно большая. На фотографии виден спичечный коробок для масштаба. Но высотой она не 12 см, а примерно 11. 

В серии "Я - защитник" 6 фигурок, которые изображают современных российских солдат в характерных позах. Сделаны детализировано, покрашены, у моего солдатика правая рука отдельно (приклеена), чтобы можно было установить "резиновый" автомат (вся остальная фигурка - из твердого пластика).

Идея хорошая, но исполнение неудачное. Это, скорее, настольная коллекционная фигурка, но выполненная с качеством детской игрушки, поэтому странно держать её за стеклом. И играть ими нельзя, потому что они большие, для них нет ни техники, ни противников, ни строений.

суббота, 22 июня 2024 г.

"Warhammer 40,000: Boltgun - Forges Of Corruption" vs " Ion Fury: Aftershock"

 Купил дополнения к играм Warhammer 40,000: Boltgun и Ion Fury. Я исходные игры до конца не прошёл и дополнения до конца не прошёл, но спешу поделиться своим мнением:-)

Warhammer 40,000: Boltgun - Forges Of Corruption

В описании можете почитать, что добавили новое оружие и врагов. В целом игра стала как будто лучше с того времени, когда я играл в неё в прошлый раз. Например, монстр амбулл из невнятной мешанины пикселей превратился в более приятную глазу и внятную мешанину пикселей. Мелкие монстры - нурглинги и мелкие чумные жабы - могут внезапно появиться из пентаграм призыва на полу, это логично, и атмосферно. 

Появились обширные просматриваемые уровни, на которых можно отстреливать врагов издалека.

Ion Fury: Aftershock

А вот здесь игра лучше не стала, я бы сказал - выброшенные деньги. Всё те же однотипные человекообразные враги, бесячие мелкие враги. К мелким врагам добавились робожуки, плюющиеся кислотой.

Враг легко может оказаться вне зоны вашей видимости и быстро отнимать жизнь.

Плюс ещё особенности графики, что врага представляет плоский спрайт, и в некоторых ракурсах его хуже видно. В паре мест (из пройденных мной уровней) разработчики как будто специально поставили пауков так, чтобы они оказывались, например, там, куда ты из вентиляции выпрыгиваешь. Жизнь убывает, ты ничего не понимаешь - гениальный гейм-дизайн. Ну или это мне не повезло, потому что в появлении и перемещении врагов иногда есть неоднозначность.

Патроны быстро кончаются.


среда, 12 июня 2024 г.

Airborne Empire (демо) для ПК

 

Airborne Empire - наверное, можно назвать тактикой в реальном времени.

В демо-версии мы управляем летающим городом. Сперва у нас есть только главная башня, сердце города. К ней мы можем пристраивать другие сооружения - ангары, жильё, кузницу, академию, защитную башню и т.п. Всё это повышает вес города, поэтому надо изобретать и строить дополнительные подъёмные устройства.

На своём летающем городе мы летаем между наземными городами, выполняя их задания (основные и побочные) и постепенно открывая карту.

Также мы собираем наземные ресурсы - дерево, железо, еду, воду и т.п., исследуем руины.

В игре идёт время, меняются день и ночь. Непонятно, влияет ли это на что-нибудь, кроме эстетики.

В общем, мне понравилось, но мой город не пережил налёта воздушных пиратов:-( Пираты сперва расстреляли защитную башню (с пушкой), а потом уничтожили весь город. Проблема в том, что у меня не было достаточно дерева для ремонта. 


воскресенье, 9 июня 2024 г.

Meganum для Android

 

Meganum - увлекательная математическая головоломка. На поле расположены цифры, с которыми мы совершаем математические действия, а по краям поля - результат, которого нам надо достигнуть своими действиями. Если это сложение и умножение, то с краю стоят одинаковые цифры, а если вычитание и деление - разные. Нам надо удалить с поля лишние цифры, потому что, например, на картинке в первой строчке нужно получить 17, а сумма имеющихся цифр - 27. Возможно, нужно убрать две пятёрки, а возможно - 8 и 2. 

Megacopter: Blades of the Goddess (демо-версия) для ПК


 Megacopter: Blades of the Goddess - вертолётный изометрический экшн, достойный наследник серии Strike (Desert strike, Jungle strike и т.п.). Это твин-стик шутер, играть надо на геймпаде, одним стиком мы управляем вертолётом, а вторым - мы поворачиваем вертолёт вокруг своей оси и двигаем прицел оружия дальше/ближе вдоль носового курса. Сразу у нас есть пулемёт (неограниченный) и ракеты (надо пополнять запасы), которыми мы можем обстреливать воздушные и наземные цели (за это отвечают разные кнопки). Потом появятся лазер и плазма.

У вертолёта есть крюк, которым можно захватывать грузы, радары и т.п.

Вертолёт можно улучшать за собранные на уровнях деньги.

Мы узнаём, что на Землю высадились войска рептилоидов. Но люди тоже не лыком шиты, на их стороне кровожадные ацтекские боги. В вертолёт вселилась некая богиня (та самая Goddess из названия), которая даёт нам dash (рывок), его потом можно будет заменить или дополнить, эти возможности остроумно называются AZ-TECH.

Я не играл в игры Strike, но Megacopter: Blades of the Goddess поразил разнообразием. На третьем уровне вертолёт защищает пиццерию от атакующих инопланетян, но услышав, что планируется "кровавая баня", возле пиццерии появляются другие ацтекские боги, и я не сразу понял, что это "tower defence" - боги неподвижны, но вертолёт их может перенести на пути движения врагов. Также в трейлере есть подсказка - на пути движения врагов можно поставить взрывающиеся бочки и расстреливать их в нужный момент.

В целом мне понравилось, но, кажется, сложновато.

суббота, 8 июня 2024 г.

That's Not My Kind для Android

That's Not My Kind - малоизвестный андроид-вариант игры That's Not My Neighbor, сделанный той же компанией, что сделала андроид-версию That's Not My Neighbor (не знаю, насколько они связаны официально с автором исходной That's Not My Neighbor).

В игре That's Not My Kind мы играем роль вахтера, который должен не пропустить тщательно маскирующихся мутантов в жилище обычных людей. Мы должны проверить наличие и правильность (номер, дата истечения) всех документов, соответствие внешнего вида (очки, родинки), наличие в списке, позвонить в квартиру, чтобы узнать, кого не хватает. 

Если всё, вроде бы, правильно, мы ставим зелёную печать (как в "Papers, please!") и пропускаем. Если обнаружены несоответствия, можно поставить красную печать, а можно не тратить на это время (это ни на что не влияет, а вот зелёная печать активирует выключатель входа) и сразу вызвать очистку.

В конце вам покажут, сколько мутантов вы пропустили и что просмотрели.

Основные отличия от That's Not My Neighbor косметические. Геймплейно просто больше посетителей (а за окном меняется день, вечер, ночь, люди идут и идут) и я не сразу понял, что 6 человек - это не весь список на вход, его можно проматывать.

Игра переведена на русский язык, но криво.

пятница, 7 июня 2024 г.

The Last Exterminator (demo) для ПК


 The Last Exterminator выглядит как старательная имитация Duke Nukem 3D. Технологии, наверняка, современные, но игра выглядит как более чёткий и яркий Duke Nukem 3D, при этом не режет глаз, как Ion Fury. Мне показалось, что авторы переборщили с "разрушаемостью" - вокруг тебя постоянно что-то взрывается, рушатся дома (по скрипту, а не потому, что персонаж разрушает всё вокруг себя), наверное, это потому, что авторы хотели максимально поразить нас демкой из одного уровня (проходится примерно за 20 минут).

Duke Nukem 3D имитируется настолько, что даже враги похожи: первые враги "тараканы" из The Last Exterminator похожи на первых врагов из Duke Nukem 3D, а следующий враг - на полицейских свиней.

Мне не понравилось, что некоторые враги просто телепортируются на поле, но это происходит с явным звуком (нет неприятной внезапности, как в некоторых других играх), кажется, в Duke Nukem 3D тоже такое иногда случалось. 

По современной моде главного героя сделали главной героиней (как в Ion Fury), но это (по современной моде) влияет только на то, что персонаж говорит женским голосом.

Игру жду, но, боюсь, ждать придётся годы.

воскресенье, 2 июня 2024 г.

Cross Logic Детективные истории для Андроид

 

Я уже писал про похожую игру, почитайте там правила, чтобы не повторяться. Cross Logic мне понравилась больше. Во-первых, она на русском языке. Во-вторых, реально задумываешься, сопоставляя данные.

В игру добавили немного странные элементы. Чтобы открывать главы в основной игре, надо накапливать ключи, которые даются за игру типа пентамино (или тетриса) - тебе даются фигуры, ты выкладываешь их на поле, за это получаешь очки, каждые 100 очков - ключ. Ключей для каждой главы надо несколько. 

Кроме основной игры есть "Расследования" - в принципе та же самая игра, но снабжённая текстовой историей и за открытие каждого уровня надо заплатить монетки, которые дают за просмотр рекламы в основной игре.

суббота, 1 июня 2024 г.

Spilled! для ПК


 Spilled! - ненапрягающая неторопливая гуманистичная игра. Мы управляем корабликом, который собирает нефтяные пятна и сдаёт собранную нефть на базу в обмен на деньги. За деньги можно увеличить скорость корабля, увеличить резервуар для собранной нефти, увеличить загребалку для нефти.

Переход на следующий уровень открывается при сборе определённого количества нефти.

Неожиданно, но в игре постоянно добавляются новые элементы, чтобы мы не заскучали. Нам надо найти и спасти зверюшек, испачканных нефтью, сгрести на базу плавающие бутылки, пятна нефти надо будет смывать со скал. И это всё добавилось в коротенькой демо-версии на 3, кажется, уровня. Не знаю, что автор добавит в следующих уровнях.

Рекомендую, если вы просто хотите неспеша приятно провести время.

пятница, 31 мая 2024 г.

суббота, 25 мая 2024 г.

A.W.O.L. для ПК


 A.W.O.L. - бесплатный шутер от первого лица на движке Build (Blood, Duke Nukem 3D). Мы играем за современного спецназовца, действующего в разных климатических зонах. Я выбрал миссию в Арктике, потому что там что-то про Россию, но даже один уровень не прошёл. Во-первых, игра просто скучная, во-вторых, глючная - я в самом начале вывалился за текстуры и не смог вернуться. 

Не рекомендую. Но можете, конечно, попробовать, бесплатно же.

вторник, 21 мая 2024 г.

Pool of Madness (демо) для ПК


Игра Pool of Madness базируется на странной задумке совместить игру в бильярд с лавкрафтианскими мотивами. Мы играем за человека, который на старинном корабле прикован к бильярдному столу. Мы играем в бильярд в одиночестве, в игре это называется "ритуал". У нас несколько этапов с ограниченным числом ходов, кием мы бьём по белому шару-битку, забиваем зелёные шары, последним надо забить чёрный шар. С каждым этапом возрастает уровень безумия, картинка искажается, на стол падает рыба и шары с разными свойствами, играть становится сложнее. Если ошибиться, игра начнётся с начала. Если всё отыграть правильно, демо-версия просто кончится. Никаких монстров с щупальцами и странных столов, как в ролике, нет. К сожалению.

понедельник, 20 мая 2024 г.

Hamster Inn (Гостиница хомяков) для Android

 

Hamster Inn (Гостиница хомяков) - экономическая игра, в основном idle/кликер с приятной графикой. В гостиницу приходят зверюшки, а мы должны тыкать по экрану, "собирая денежки" и "убирая мусор" за постояльцами. Постоянно надо что-нибудь покупать или апгрейдить.

Красиво, забавно, но быстро становится скучно.

суббота, 18 мая 2024 г.

Morels:The Hunt 2 для ПК

 

Morels:The Hunt 2 - продолжение игры Morels:The Hunt (неожиданно), симулятор грибника-фотографа.

По моим ощущениям игра не изменилась принципиально - мы всё также ходим, ищем грибы (желательно, сморчки, теперь только сморчки восстанавливают энергию игрока, а не все съедобные грибы, как в первой игре), фотографируем животных, опасаемся клеща и ядовитого плюща. Уровни стали больше и разнообразнее. Кроме таинственных животных (например, единорога), надо найти и сфотографировать объекты (старый велосипед, кресло-качалку и т.п.) и найти "сокровища" (предметы, которые надо собрать, а не сфотографировать). Графика стала получше, хотя некоторые модели явно остались прежними.

Немного странно, что в игре про грибы есть уровень с тропическими островами, большую часть которого занимает вода, в которой можно найти морские грибы. Причём, сморчки растут во всех регионах - на тропических островах, на голых камнях, только в пещерах я их пока не нашёл:-)

Если вы хотите сфотографировать всех животных, надо учитывать, что часть из них появляются ночью, а часть - после какого-то времени в игре, в подсказках пишут про животных, которые появляются после 70-го игрового дня.

Конечно, игра не обошлась без багов - можно подзастрять в текстурах или заглянуть сквозь них, кролик может бегать под водой, и грибы могут расти под водой (но нечасто), а бык быстро бегает по крутым горам.

Несколько изменилась экономическая модель. В первой игре мы путешествуем по регионам США, и каждый переезд стоит некую сумму, все регионы доступны сразу. Во второй игре мы путешествуем по регионам мира, и регионы открываются постепенно, за достижение уровней фотографа и грибника или за определённое количество очков, но само путешествие бесплатно.

Всё также приятная игра.

пятница, 17 мая 2024 г.

Machinika Museum для ПК

 

Machinika Museum - головоломка. Я играл на компьютере, но есть версии для Android и iOs. Игра небольшая - 9 глав и 4 часа. Мы играем за сотрудника некоего музея, который получает загадочные механизмы и крутит их.

Для разгадывания загадок у нас есть 3 дополнительных инструмента (совсем необязательно, что они понадобятся):

  1. 3D-принтер - если явно видно, что нам нужны дополнительные детали (например, явно нужно дергать две ручки, а у нас есть только одна), эти дополнительные детали можно "напечатать" на принтере.
  2. Эндоскоп. Если в устройстве есть отверстие, то эндоскопом можно смотреть, что находится и происходит внутри.
  3. Универсальная отвертка, использование которой небольшая дополнительная головоломка.

Меня порадовало, что все головоломки я довольно легко решал, застопорился буквально пару раз. Но на финальной головоломке то ли что-то заглючило, то ли я что-то не понял, потому что у меня происходило не так, как в видеопрохождениях. 

В целом, мне понравилось.

воскресенье, 12 мая 2024 г.

Пистолетик Fidget (не знаю, как его назвать)

Всё видно из ролика. Очень приятная и качественно сделанная игрушка. Его можно крутить на пальце, можно крутить колечко на "спусковой скобе", можно клацать затвором. Если вложить гильзу и открыть затвор, гильза может эффектно вылететь.

Гильзу можно снарядить резиновой пулькой, и при нажатии на "спусковую скобу", которая является и спусковым крючком, сработает хитроумный механизм, и пулька вылетит.

На Ютубе можно найти ролик с пистолетиком, который выглядит точно также, но не стреляет, а сдвигается, раскрывается, это более очевидный фиджет, а не игрушка для больших мальчиков.

В ролике пистолетик в жестяной коробочке. Это более дорогая версия, на AliExpress можно купить без коробочки. Мне коробочка пришла заметно мятая.

Тактический брелок Glock 45.

среда, 1 мая 2024 г.

F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch для ПК

F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch - метроидвания, сделанная в Китае. Действие игры происходит в мере, в котором одновременно как бы и будущее (есть экзоскелеты), и прошлое (примерно 1930-е годы XX века), да ещё и с китайским колоритом. И этот мир населён человекообразными животными. Мы управляем кроликом, вооружённым огромным кулаком, потом мы ещё добудем бур, и какое-то третье оружие (я до него не дошёл). Причём, будет уровень, на котором враги отнимут у кролика оружие.

Мы ходим по уровням, выполняем разные задания, общаемся с торговцами и другими персонажами, которые дают нам что-нибудь полезное. Прокачиваем оружие, открываем новые удары и комбо.

Часть уровней соединены телепортами, а часть - метро. Это хорошо, потому что в TEVI тоже есть метро и телепорты, но это не имеет смысла, потому что метро дублируется телепортами.

Я прошёл 38% игры, мне всё нравится, точнее, мне не понравился только длинный коридор с прыжками по движущимся платформам над шипами, но там много сохранений, спасибо авторам. 

Но я дошёл до такого места, где надо сделать хитрый двойной прыжок, а у меня то ли геймпад не успевает, то ли я криворукий, короче, я бросил, ненавижу такие места.

Игры Short Circuit Studio для Android

 В одном посте рассмотрим несколько мобильных игр одной компании - Short Circuit Studio. Все игры - небольшие головоломки.

Teeny Tiny Trains

На мой взгляд, самая лучшая и понятная из всех игр этого поста. Teeny Tiny Trains - железнодорожная головоломка. У нас есть стартовые депо и конечные станции и мы должны правильно соединить их. Постепенно игра усложняется - появляются паровозики разных цветов, препятствия на поле, кнопки, которые открывают и закрывают шлагбаумы.

воскресенье, 28 апреля 2024 г.

DAEMON X MACHINA для ПК

DAEMON X MACHINA - аркадный симулятор битв на гигантских роботах от третьего лица. Игра японская, поэтому нам рассказывают эпическую историю, но я её промотал. Роботом удобнее управлять с помощью геймпада.

Мы начинаем в ангаре, по которому можно ходить, там находятся рабочие и собачка. На своём роботе можно менять оружие и запчасти, которые добываются в боях или покупаются в магазине.

Графика поля боя простенькая.

Игра неплохая, но мне не очень понравилась.

Train Valley 2 для ПК


 Train Valley 2 - железнодорожная головоломка. У нас есть ландшафт, на котором расставлены города и предприятия. Мы должны соединить их железнодорожными путями, чтобы из городов люди отправлялись на предприятия, а с предприятий в города или на другие предприятия попадала продукция. Удачные перевозки дают нам деньги, которые тратятся на строительство.

Station to Station как бы переработанная версия Train Valley 2. Авторы у игр разные, но сходство заметно, хотя и различий хватает.

Industria для ПК


Industria - ходилка со стрельбой. Женщина из восточной Европы 1989 года (но это неважно) попадает в параллельный мир, захваченный роботами. Женщина идёт по этому миру, ведомая голосом из радиоприёмника. Качественные интерьеры и экстерьеры старинного города делают игру похожей на симулятор ходьбы, редкие встречи с враждебными роботами. Схватки с роботами напряжённые, потому что роботы довольно прочные, оружие неточное, а патронов мало. Например, патронов к пистолету то ли 24, то ли 36, а на одного робота может уйти до 10 (я не лучший стрелок в этой игре).

В целом игра очень похожа на Half-Life.

Явный минус игры - её можно пройти за 2-3 часа, с учётом кат-сцен и ходьбы по мистической библиотеке (это сцена между уровнями). Такое ощущение, что у авторов был движок, и они на нём отрабатывали всякие идеи. Общее мнение комментаторов - игра больше похожа на большую демо-версию. Но её продают за деньги.

Я не доиграл, потому что ухитрился спрыгнуть на площадку, откуда не было выхода, а сохранялся я довольно задолго до этого.

понедельник, 22 апреля 2024 г.

Настольные игры в формате "Vintage Bookshelf Edition"

 Компания WS Game Company, специализирующаяся на качественных перевыпусках классических настольных игр, выпустила серию игр "Vintage Bookshelf Edition", т.е., игра упакована в виде старой книги.


воскресенье, 21 апреля 2024 г.

Панельки для ПК

 

Трейлера я не нашёл, поэтому посмотрите небольшой видеообзор.

"Панельки" - это симулятор работника ЖКХ (дворника), который бродит по бесконечному заснеженному городу панельных домов. Он хочет заработать 50000 рублей, чтобы уехать из города, для этого ему надо выполнять разнообразные работы - откапывать подвалы, в которых находятся разнообразные полезные предметы, выносить мусор из подъездов, собирать собачьи какашки, вкручивать лампочки и т.п. 

Подсказка: чтобы стирать граффити со стен, в подвале надо найти пульверизатор.

Игра, вроде  бы, не блещет разнообразием, но она достаточно разнообразна, чтобы не заскучать за время тура игры.

Также в игре есть DLC "Доставка". Т.е., мы играем уже за доставщика, хотя всё ещё можем выполнять некоторые функции дворника - чистить снег (потому что нужный подъезд может быть завален снегом), вкручивать лампочки (за это персонаж не получает денег и говорит "Вообще-то это работа дворника").

В нумерации домов есть логика, но полностью я её не понял, потому что рядом с домами 1,2, 3, 4 могут находиться дома 33, 34, 35, 36. Поэтому игра советует идти туда, куда дует ветер, чтобы найти нужный дом. Это работает.

В меру приятная неторопливая игра. Вполне можно пройти два раза - основную игру и DLC - чтобы открыть обе концовки. Есть некоторые баги, с которыми, как я понимаю, надо смириться, потому что я столкнулся с теми же багами, на которые люди жаловались в 2023 году.

Bloodhound для ПК


Я вам сразу предложу русский видеообзор Bloodhound.

Год назад я поиграл в бесплатную версию Bloodhound: First day in hell, а сейчас я купил полную версию Bloodhound на распродаже за целых 40 рублей.

Буду краток - лучше не стало:-) Как было простенько исполненным шутером, так и осталось.

О качестве игры, нам может сказать, что в игру в пике играло 39 человек (на весь мир!), первые достижения получили больше 90% (т.е. люди активно брались за дело), но первого босса прошло 40% (а до него доходишь примерно за час). Хотя бы 1 секрет нашли 30%, при том, что секреты почти не прячутся.

Я ещё пару битв с первым боссом сыграл (не прошёл), так у меня в первом случае взрывающиеся стрелы (самое мощное оружие) пролетали сквозь босса, он вообще не получал урона, а во втором случае босс зажал меня в уголке круглой арены, нельзя было никуда убежать, и меня убили. Ноль удовольствия.

воскресенье, 14 апреля 2024 г.

Деревянный "настольный хоккей".


Всё понятно из ролика. На деревянной доске с воротцами в середине игроки резинкой перебрасывают шашки на половину противника. Проигрывает тот, на чьей стороне окажутся все шашки.

Конечно, это не привычный настольный хоккей, вы можете поискать эту игру по запросам "Wooden Sling Hockey", "Sling Puck Board Game". На русском языке называется "слингпак", "вышибашки". И куча других названий как по-русски, так и по-английски.  

воскресенье, 3 марта 2024 г.

Station to station для ПК

 

Station to station - железнодорожная головоломка. У нас есть небольшая территория, на которой расположены разные объекты - шахты, мельницы, города и т.п. Объекты зависят друг от друга. Например, на ферме производится зерно, мельница из зерна делает муку, пекарня из муки делает хлеб, а город нуждается в хлебе. И мы должны соединять объекты железными дорогами, преодолевая леса, горы и реки.

На строительство тратятся деньги, за выполнение целей деньги даются. Также нам дают карточки с полезными дополнениями, например, скидкой на строительство, бесплатный мост и т.п.

В идеале мы должны выполнить две цели: финансовую - заработать сколько-то денег к концу уровня, и звездную - самые разные задачи - найти четырёх верблюдов  на карте или пройти уровень, построив не больше четырёх мостов.

В целом мне понравилось.

Но к минусам игры я бы отнёс то, что здания появляются на карте в несколько этапов. При этом можно всё строить вполне успешно, но в какой-то момент, например, лесопилка появится в правом верхнем углу карты, а мебельная фабрика - в левом нижнем, и вся прекрасно выстроенная железнодорожная сеть идёт прахом. Мне думается, что некоторые карты надо прям на листочек перерисовывать и продумывать.    

четверг, 22 февраля 2024 г.

Fossilfuel 2 Demo для ПК

В жанре Fossilfuel 2 я не уверен. В трейлере показывают, что это стрелялка, а по реальному прохождению больше похоже, что это бродилка с головоломками и нечастой стрельбой.

Мне не понравились головоломки. Например, надо плыть в подводном тоннеле, чтобы перекрыть 2 или 3 вентиля. Но там же нас подстерегает рыба, которая убивает. Есть момент, когда нам надо убегать и прятаться от динозавра.

Графика красивая, но уровни странно скомпонованы - небольшие куски уровней регулярно подгружаются, как будто каждая комната и каждый коридор - это отдельный компонент.

Попробуйте демо бесплатно, вдруг, вам понравится.

Напоминаю, что Dino Trauma - это точно шутер от первого лица с динозаврами.

воскресенье, 18 февраля 2024 г.

Lapse: A Forgotten Future (Lapse: Забытое будущее) для Андроид

 

Lapse: Забытое будущее - простенькая по механике стратегическая игра. Мы играем правителя некоей страны в 2075 году после экологической катастрофы (или войны), к нам приходят различные люди с предложениями, например, приходит садовник с предложением купить цветы для дворцового сада или учёный с предложением разработать какую-нибудь вакцину.

Мы двигаем портрет просителя влево или вправо и видим варианты ответов. И мы можем сдвинуть карточку сильнее, чтобы дать желаемый ответ.

Ответы влияют на различные параметры (показаны вверху экрана).

Просто, приятно, но мне не очень понравилось.


воскресенье, 11 февраля 2024 г.

Hollow cocoon для ПК

 

Hollow cocoon, японская игра, действие которой происходит в 1980-х годах и начинается с того, что мы приезжаем в японскую глубинку. И сперва кажется, что мы играем в милую игру типа Nostalgic Train - мы ходим по качественно сделанной местности, любуемся обшарпанными домиками, потом до ходим до дома, в который мы приехали, там много домашних мелочей, можно открывать и закрывать японские раздвижные двери, смотреть телевизор, в котором несколько каналов, лить воду из кранов, пинать куриц. Также по игре разбросаны игровые автоматы, в которые можно играть и выигрывать баллы для покупки дополнительного контента, но магазин откроется после первого прохождения.

Но потом оказывается, что в этой игре надо убегать и прятаться в шкафах и сундуках от монстра. У меня в блоге есть такая игра - HORROR TALES: The Wine - но это не самая популярная игра этого жанра, более известны Granny, Evil Nun и т.п. Таких игр много, и я не люблю эту беготню с прятками. На бегу надо ещё и головоломки решать. К счастью, в игре можно поставить "легкую" сложность, на которой монстр минимально опасен, но всё равно может, например, зажать в угол и забить.

По ходу игры мы находим записки, в которых рассказывается грустная история любви, и о том, откуда взялся монстр. В игре качественный перевод на русский язык.

Авторы позаботились, чтобы нам было интересно пройти игру несколько раз, потому что в ней несколько концовок, но две основные нам дадут посмотреть сразу.

понедельник, 29 января 2024 г.

Nonogram Monster или Nonogram Mon для Android

 

Довольно типовая головоломка-нонограмма (японский кроссворд). Но развлекает нас анимированными монстриками.

среда, 3 января 2024 г.

Dread X collection: The Hunt

Dread X collection: The Hunt - это 4-я часть серии Dread X collection, посвящённая шутерам. Напомню, что Dread X collection - это сборники небольших независимых игр ужасов, стилизованных под "ретро", объединённых в некую сюжетную оболочку, как у киноальманахов бывает объединяющая новелла.

Dread X collection: The Hunt посвящена шутерам. Мы попадаем на полярную станцию, на которой нет ни одного живого человека, всё покрыто кровавыми пятнами. Мы должны походить по станции, совершить некоторые действия, чтобы нам открылся доступ к пробковой доске, на которой приколоты "рапорты", дающие доступ к играм, составляющим игру. А чтобы исследовать полярную станцию дальше, мы должны зайти во все семь игр сборника.

  1. Axis Mundi - мы играем за фотографа, который путешествует по местам и временам и фотографирует призраков. Фотография уничтожает призрака, потом фотокамера должна некоторое время зарядиться. В этом и заключается шутер - мы щелкаем призраков и уворачиваемся от их атак, пока камера заряжается. Довольно сложно.
  2. Uktena 64 - Мы играем за человека, который выезжает в места, населённые животными-мутантами, отстреливает их и фотографирует трупы.
  3. Rose of Meat - какой-то сюрреализм. Да, там нужно стрелять, но мне показалось, что там надо в основном ходить и обалдевать от того, что там происходит.
  4. Seraphixial - шутер в сюрреалистической обстановке. Мы попадаем в странный мир и отстреливаем странных врагов.
  5. Black Relic - Неплохая игра. Я ходил по "монастырю", говорил с монахами, а потом, похоже, должен был куда-то пойти и убивать врагов, но я не понял. А потом как понял! Из-за кривой графики я не нашёл комнатки с ключом, а потом всё пошло понятнее. Нам выдадут фонарь и арбалет, к арбалету можно нести только пять стрел, персонаж его очень не торопясь перезаряжает, очень не торопясь пополняет запас стрел. Но автор осознаёт, что игра кривоватая, поэтому враги замедляются, когда приближаются к нам.
  6. The Fruit - наверное, самый продуманный шутер сборника. Мы попадаем в некие стародавние времена однозарядных ружей. Мы ходим по местности, охваченной какой-то мистикой - часть народу молится, часть превратилась в горящие трупы, часть бродит по округе и стреляет в нас. Мы стреляем в них, причем, мы не палим бездумно, а нам надо прям старательно перезаряжать ружье после каждого выстрела (взводить курок, что-то открывать и т.п.), и патронов у нас всего несколько.  
  7. The House of Unrest - Мы играем за экзорциста с крестом и пистолетом. Крестом мы уничтожаем мясные наросты на стенах, а из пистолета расстреливаем зомби. Надо собирать ключи и предметы, чтобы открыть очередные комнаты.
Довольно занятный сборник.

понедельник, 1 января 2024 г.

Little Noah: Scion of Paradise для ПК

 

Little Noah: Scion of Paradise - аркадный rogue-lite.

Noah (Ной) - это девушка-алхимик, которая живет в сказочном мире.

Управляя Ноем, мы проходим случайно сгенерированные уровни.

Главное отличие "Little Noah: Scion of Paradise" от кучи похожих игр - Ной не сражается сама, она собирает команду "покемонов" (в игре они называются "лилипуты"), лилипуты выстраиваются в "очередь", и каждое нажатие на кнопку удара активирует очередного лилипута, который наносит свой удар.

Также Ной может найти кристаллы, улучшающие её характеристики, и аксессуары, которые тоже что-нибудь улучшают и добавляют, например, усиливают атаку ветряных лилипутов или добавляют удар молнии, если Ной наносит удар в прыжке.

Если Ной погибнет, то возвращается на базу (это чудесное воскрешение обосновано сюжетно), а все найденные предметы конвертируются в ману, которую можно использовать для улучшения базы. Улучшения, например, добавляют Ной здоровья или силу удара. За разные достижения в игре мы получаем статуи, которые тоже меняют характеристики Ной, но для этого в улучшениях надо открывать постаменты.

В общем, Little Noah: Scion of Paradise простая и увлекательная игра, но она затягивает, ты просто бегаешь от раза к разу без особого прогресса. Бегаешь по (почти) одинаковым уровням, но у тебя есть чувство, что ты куда-то движешься - ведь база "улучшается". Но на результат очень сильно влияет и случайность - какие тебе выпадут лилипуты и предметы.

Я такие игры не очень понимаю и одобряю.